Встреча кванторианцев с московским урбанистом Алексеем Радченко прошла в «Кванториуме»

13 февраля 2021 года в Детском технопарке «Кванториум» состоялась встреча с Алексеем Радченко — российским урбанистом, специалистом по городскому и транспортному планированию, журналистом, а также автором проектов «Карта ДТП» и «Анализ маршрутов» (https://transmetrika.com).

На встрече Алексей рассказал, что такое урбанистика, чем она полезна для общества и как ее использовать в городской среде.

Урбани́стика — наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другое), их взаимодействию между собой и с жителями города. В наше время урбанистов, как правило, привлекают в качестве консультантов по городским вопросам или исследователей, которые за счёт всестороннего анализа данных выявляют все проблемы места и их закономерности, и на основании этого предлагают улучшения. То есть урбанист делает города комфортными для проживания.

Алексей поделился, как однажды, вместе с друзьями, он провел кампанию по улучшению своего подъезда: перекрасили стены, заменили почтовые ящики и информационные стенды для объявлений, установили новую входную дверь в подъезд со стеклянным окном. Посыл акции был таков: «Каждый может помогать улучшать наши города, например, начав с малого – своего подъезда».

Далее Алексей рассказал о кампании за борьбу за пешеходные переходы, которая началась после того, как ЦОДД (Центр организации дорожного движения) стер несколько из них в центре Москвы. В результате пострадали пешеходы — особо уязвимы стали лица с ОВЗ и мамы с колясками, которым приходилось далеко идти до следующей пешеходной дорожки. Зато, автомобилисты могли ехать в местах уничтожения пешеходных зон быстрее и комфортнее. Активисты в течение полугода привлекали внимание к проблеме: публиковали посты, раздавали листовки, а также размещали плакаты в метро и монтировали видеоролики. В итоге, пешеходные переходы удалось восстановить, но более важно здесь, что власти признали проблему пешеходной доступности города, начали ее обсуждать с общественностью и принимать меры.

Сахалинские школьники, пришедшие на встречу с урбанистом, активно подключились к обсуждению городских проблем и привели для примера обстановку на нескольких улицах областного центра, где автомобилисты на данный момент в бОльшем приоритете, чем пешеходы. Эту информацию взяли на заметку специалисты АНО «Наш город», которые также присутствовали на встрече и пообещали постараться исправить возникшую ситуацию.

Бурное обсуждение вызвал вопрос о городском транспорте в Южно-Сахалинске. Школьники поделились своим опытом, а также поинтересовались у Алексея, как специалиста по транспортному планированию, какие проблемы и их решения он видит в нашем городе. По словам Алексея, главной проблемой транспортной среды Южно-Сахалинска является низкая скорость и частые остановки (порой, не там и не по расписанию) движения общественного транспорта. Это провоцирует множественные заторы на улицах и заставляет горожан чаще пользоваться личным автотранспортом, что порождает еще большее количество пробок на дорогах. Решением данной проблемы Алексей видит пересмотр маршрутной сети города и введение выделенных полос для движения общественного транспорта.

В конце встречи урбанист рассказал об одном из своих проектов — «Карта ДТП» (https://dtp-stat.ru), которую он разработал на базе анализа официальных данных ГИБДД по аварийности на дорогах. Школьники тут же проверили на карте статистику ДТП Южно-Сахалинска и решили попробовать составить рейтинг безопасности городских школ по дорожно-транспортным происшествиям в геоквантуме Детского технопарка «Кванториум».

Встреча с Алексеем Радченко показала, что урбанистика – это широкое понятие, где практически каждый может найти свою нишу, как в анализе данных (в том числе, геоданных), дизайне указателей, так и разработке сайтов, и написании текстов.