Методическая неделя в Детском технопарке «Кванториум»

Каникулы – не время для скуки! Наставники Детского технопарка «Кванториум» решили использовать «карантинное» время с пользой и поделиться опытом, наработками и новыми методическими подходами в обучении детей.

Методическая неделя взяла старт 23 марта с выступления наставника аэроквантума Артура Берендяева, который представил коллегам проект, над которым кванторианцы совместно с партнерами технопарка работали долгое время.

VTOL — учебный набор программируемого БПЛА самолетного типа с возможностью расширения функциональной составляющей.

VTOL представляет собой универсальную платформу нового учебного набора, программируемого БПЛА самолетного типа с возможностью вариативной реализации «взлёт-посадка». Разработчики даже успели протестировать свое изобретение.

В настоящее время подобных обучающих платформ в России не существует. Так же, как и не существует методической базы обучения и инструкций для данного продукта.

«На «рынке» БПЛА есть конструкторы радиоуправляемых авиамоделей, которые удовлетворяют только потребности авиамодельных кружков, нацеленных на тренировку навыков пилотирования. Или же дорогостоящие БПЛА уже в собранном виде с закрытым системным кодом, подходящие для выполнения разведывательных и геодезических работ. Наш проект – это, можно сказать, конструктор, начинку которого ты можешь выбрать и установить сам, а это расширяет функционал прибора: мы облегчили и укреплен фюзеляж, использовали композитные материалы. За основу взяли угле пластиковое покрытие, электронные компоненты, а также ПО адаптированные под обширный пул задач», — рассказывает Артур Берендяев, — «На протяжении года совместно с детьми мы протестировали несколько прототипов и учли недочёты, как в реализации самого продукта, так и в его методическом обеспечении. Также, учли входные компетенции детей и облегчили алгоритм конструирования и программирования БПЛА самолетного типа».


Эстафету презентаций взяли наставники IT-квантума Александра Ковач и Сергей Токарев, которые рассказали коллегам о разработке мастер-классов с использованием технологии геймификации.

Геймификация (или игрофикация – калька с английского gamification) – это технология, реализующая применение игровых методик в неигровом контексте. Общей целью геймификации является повышение мотивации участников процесса и их дальнейшее вовлечение в деятельность.

На примере виртуальной деревни, которой угрожает пожар, обучающиеся должны создать программное решение – написать код — Minecraft, запрограммировать Agent на обход леса и сбор данных, научить Agent предсказывать места будущих пожаров, а затем написать код, который позволит предотвратить распространение пожара дальше, спасти деревню и вернуть лес к жизни.

В ходе такой технологии наставники советуют рассказать участникам о пожарах и уроне, который они наносят. Далее, обучающиеся узнают об искусственном интеллекте, о котором также рассказывает преподаватель.

По итогу внедрения такого типа занятий в образовательный процесс, обучающийся получает представление о том, как можно использовать искусственный интеллект для сбора данных о лесных пожарах; создает программное решение, содержащее последовательности события, циклы и условные выражения; разбирает действия, необходимые для решения проблемы, на четкую последовательность инструкций; выполняет итерацию по решениям для завершения задачи.

Следующая встреча педагогического коллектива Детского технопарка «Кванториум» была посвящена латеральному мышлению.⠀

Яркую и эмоциональную презентацию по этой теме представил педагог дополнительного образования технопарка Дмитрий Донской.⠀

Что же такое латеральное мышление?⠀

Латеральное мышление (от англ. lateral thinking — боковой, поперечный, направленный в сторону) — это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением.

Термин, описывающий принцип целой научной концепции, был предложен в 1967 г. Эдвардом де Боно, а в 1970 г. была опубликована его книга «Lateral Thinking: Creativity Step by Step»(1970). Эдвард де Боно является на сегодняшний день одним из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован.⠀

Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.⠀

Творческое мышление — это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое — и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.

Наставники квантума хайтек Владимир Атянин и Артур Ким представили коллегам презентацию по теме «Разработка методической литературы по 3D-моделированию», где подробно осветили инновационный процесс на уроках.

В целом, под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики — основные цели инновационной деятельности.

При всех вариантах построения учебного процесса наставники обращают внимание учащихся на следующие понятия:

-основные сведения о проектировании;

-методы проектирования;

-личностные факторы проектирования;

-технология проектирования;

-художественное проектирование;

-технология оценки предложенных проектов.

Наставники хайтека привели примеры введения инновационных подходов в обучении в своей работе с кванторианцами, показали итоги этих подходов и рассказали о будущих проектах, в которых инновациям будет отведена максимальная роль.

Наставник геоквантума Алексей Генкель познакомил коллег с презентацией «Применение геопространственных технологий».

Как помогают геоинформационные технологии в современном мире?

Геоинформационные технологии (ГИТ) — это технологический комплекс, интегрирующий и объединяющий многие информационные технологии. Их специфика состоит в ориентации на обработку пространственных данных.

Пространственные данные могут интегрироваться с другими видами данных, что определяет ГИТ как многоцелевое средство, применяемое не только в науках о Земле, но и в общественных науках, экономике, информатике, медицине, управлении и т. п.

На данный момент количество спутников Земли превысило отметку в 5000. Это спутники – «связисты», спутники – «станции» (МКС, «МИР»), спутники – «навигаторы» (ГЛОНАСС/GPS) и спутники – «фотоаппараты» (ДЗЗ).

На примере спасения флоры и фауны, предотвращении массовых пожаров, отслеживании зоны подтоплений во время наводнения и других не менее важных для человечества возникающих проблем, наставник геоквантума продемонстрировал коллегам огромное значение в использовании геоинформационных технологий в жизни планеты.

В последний день методической недели наставник аэроквантума Денис Гарифулин провел для коллег мастер-класс по сборке планера.  Участники мастер-класса смогли почувствовать себя кванторианцами – нулевичками, которые также учатся делать планеры своими руками на первых занятиях в аэроквантуме. В конце занятия уже с собранными конструкциями наставники технопарка устроили в холле «Кванториума» небольшой баттл по запуску «самолетиков».

Завершилась методическая неделя в Детском технопарке «Кванториум» мастер-классом по скетчингу от наставника промдизайнквантума Анастасии Кравченко.

Скетчинг — это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова «скетчинг» объясняется от английского слова «sketch» – этюд, зарисовки, набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски».

Техника скетчинга основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка.

В академическом рисунке и живописи скетч — это эскиз для будущей работы, подбор цветовой гаммы и композиции. В настоящее время направление скетчинга выросло и его уже относят к одному из самостоятельных художественных направлений в современном искусстве.

Принципы работы скетчинга — это передача первых впечатлений за короткий интервал времени.

Материалы используемые для скетчей — это маркеры на спиртовой основе, акварель, цветные карандаши, линеры и другие подручные материалы.

Анастасия предложила коллегам из технопарка разукрасить шаблоны на выбор с использованием популярного пантона.

По окончании методической недели преподаватели технопарка провели рефликсию, где выявили несомненную эффективность прошедших презентаций наставников.